21 марта 2016 08:29
Международный день Навруз
Ежегодно 21 марта отмечается Международный день Навруз.
Навруз, или "персидский Новый год" – национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. Отмечается во многих мусульманских странах Западной и Центральной Азии, на Кавказе. Навруз не является религиозным праздником и больше связан с народной традицией.
Историки определяют его возраст более чем в три тысячи лет, родина этого праздника – Хорасан (историческая область Центральной Азии).
В переводе с фарси Навруз означает "новый день" – наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием или астрономическим началом весны.
Названия праздника могут различаться в разных странах – Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз и др.
Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (Заратустра, Зороастр, Зардушт). В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье; первое живое существо Каюмарс был создан Богом из глины; мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", то есть, зороастризм (религия Древней Персии до появления ислама), и так далее.
После распространения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря на преследования, широко отмечался в народе, особенно популярны были его обряды, связанные с практикой земледельцев, например, обряд первой борозды – начало весеннего сева.
В Средние века мусульманское духовенство, не сумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло в него некоторые исламские компоненты.
В сентябре 2009 года Навруз был включен в Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а 23 февраля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза". Резолюция ГА ООН о Международном дне Навруза была принята по инициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, бывшей югославской Республики Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Турции.
В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а День весеннего равноденствия – выходным днем.
В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника с точностью до минуты. В 2016 году весеннее равноденствие наступило 20 марта в 4.31 по Всемирному координированному времени (UTC) или в 7.31 по московскому времени.
Суть праздника – торжественная встреча весны. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.
По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего возрождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" ("с"): семена руты – сипанд, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи. Возможен и другой набор семи предметов.
Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чашу с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.
В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.
В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак – это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халисы) – мужчины.
Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным.
Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.
Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и так далее.