12 августа 2017 10:11
В МГУ составили списки «полезных» и «вредных» для детей мультфильмов. «Маша и медведь» оказалась во втором…
В Летней психологической школе МГУ студенты и преподаватели исследовали мультфильмы. Результатом стали «Топ-лист» и «Стоп-лист» анимационных лент и сериалов.
Информресурс "Мел" публикует эти хитпарад и, соответственно, антихитпарад с комментарием студентки четвертого курса вуза Марии Егоровой, объяснившей, почему многострадальных "Машу и медведя" факультет психологии МГУ не рекомендует показывать детям.
Дело в том, что "мультфильм транслирует ребенку определенные модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные". И если ребенку симпатичен герой или героиня, он – логично! – будет стремиться ему подражать: "Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают". Вот здесь-то и таится главная опасность: "Если ребенок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения", – полагает эксперт.
Ну а что выделывает энергетически переполненная Маша – мы все видели уже, наверное, тысячи раз.
Итак, мультфильмы, которые психологи МГУ рекомендуют:
"101 далматинец";
"Балто";
"Винни-Пух" (советская версия 1969 года);
"Головоломка";
"Дамбо";
"Даша-путешественница";
"Зверополис";
"Король Лев";
Серия про Кота Леопольда;
"Котенок по имени Гав";
"Красавица и чудовище";
"Леди и Бродяга";
"Лило и Стич";
"Малыш и Карлсон";
"Малышарики";
"Простоквашино";
"Скуби-Ду";
"Смешарики";
"Фиксики";
"Холодное сердце".
Стоп-лист:
"Школа монстров";
"Губка Боб - Квадратные штаны";
"Девочки из Эквестрии";
"Сорвиголова Кик Бутовски";
"Маша и Медведь";
"Миньоны";
"Свинка Пеппа";
"Том и Джерри";
"Финес и Фёрб".
Как пояснено, мультфильмы отобраны по следующим критериям:
Мотивационный – "мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого";
Ценностно-смысловой – "мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия";
Эмоциональный – "мультфильм не должен вызывать у ребенка такие негативные чувства, как тревога или неуверенность в себе". То есть если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, – "это вредный мультфильм";
Познавательный – "мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности".
Конкретные примеры:
Оскароносная "Головоломка" учит не совершать поспешных поступков, стараться найти компромисс с близкими, учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, "что жизнь бывает не так уж проста, но в этом ее прелесть". Плюс – похвальная графика. Со "Свинкой Пеппой" все наоборот. "Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а еще они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит". Полезен ли такой мультфильм ребенку? – риторически спрашивают психфаковцы.
Матерая диверсантка Маша, по их мнению, тоже вся как облупленная: насмотревшись на ее проказы, "дети могут решить, что вседозволенность – вполне приемлемое поведение". Меж тем "родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила все вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости".