27 июля 2024 09:00
Сегодня – День работника торговли в России. Профессиональный праздник с непростой судьбой
День работника торговли в России отмечается в четвертую субботу июля согласно указу Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2013 года. В 2024 году он празднуется 27 июля.
Изначально профессиональный праздник работников, занятых в торговле, впервые был установлен специальным указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1966 года "Об установлении ежегодного праздника "Дня работника торговли", которым предписывалось отмечать его в четвертое воскресенье июля.
Позднее – указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года он был объединен с Днем работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения в единый праздник и стал отмечаться в третье воскресенье марта. Праздник назвали Днем работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Однако не только отдельные торговые организации, но и некоторые регионы по-прежнему продолжали отмечать праздник "по старинке" – в четвертое воскресенье июля. Поэтому в 2013 году День работника торговли вновь был выделен в самостоятельный праздник и установлена его новая дата.
Торговля является одним из самых мощных факторов экономического роста. Отрасль выступает основным работодателем и одним из ключевых доноров ВВП и налоговых поступлений. Кроме того, торговые сети являются фактором, обеспечивающим важнейший элемент продовольственной безопасности – экономическую и физическую доступность населению продовольственных и непродовольственных товаров.
По данным Росстата за 2023 год, в структуре ВВП России торговля (оптовая и розничная) обеспечивает 13,4%, уступая лишь обрабатывающему производству. По данным Росстата, на 1 апреля 2024 года в России было чуть более 875 тысяч магазинов. Всего в России около 1,4 миллиона организаций и предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю.
Треть представителей малого бизнеса из топ-10 основных отраслей его деятельности (991 тысяча из 3,1 миллиона юридических лиц и ИП) трудятся в сфере розничной торговли (товары повседневного спроса, одежда и прочая продукция). "Прочая" розница – самая многочисленная – насчитывает 551,4 тысячи субъектов. На втором месте – сектор торговли товарами повседневного спроса – 439,8 тысячи. Еще 156,5 тысячи юридических лиц и ИП торгуют одеждой. Розница представлена традиционной торговлей, интернет-магазинами и предпринимателями, реализующими товары через маркетплейсы.
В 2023 году оборот розничной торговли составил 48,155 миллиарда рублей, в том числе 23,025 миллиарда рублей – продовольственными и 25,129 миллиарда рублей – непродовольственными товарами. Оборот розницы торгующих организаций достиг 46,094 миллиарда рублей, а продажа на рынках и ярмарках – 2,061 миллиарда рублей.
По итогам января-мая 2024 года оборот розничной торговли составил свыше 21,317 миллиарда рублей. При этом 10,195 миллиарда рублей пришлось на продовольственные товары, а более 11,122 миллиарда рублей – на непродовольственные товары.
Онлайн-торговля сегодня остается одной из самых быстрорастущих сфер экономики. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2023 году оборот составил 6,4 триллиона рублей, что на 28% больше аналогичного периода годом ранее. В первом квартале 2024 года объем российской интернет-торговли вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 триллиона рублей. Оборот в сфере общепита в январе-феврале 2024 года составил 483 миллиарда рублей.
Торговля вносит особый вклад в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно она является первым ("стартовым") видом бизнеса для многих предпринимателей.
Малые торговые предприятия выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственных производителей.
Торговля имеет стратегическое значение для обеспечения социально-экономической стабильности в стране, так как в результате удовлетворения потребительского спроса обеспечивается доступность необходимых для жизнедеятельности товаров, которая в свою очередь определяет динамику инфляционных процессов, структуру денежных расходов и динамику денежных доходов.
В 2023 году сфера розничной торговли отметилась стабилизацией. Ввод торговых площадей приблизился к докризисному уровню, а запуск складских объектов побил исторический рекорд, что связано с бурным развитием онлайн-торговли и необходимостью в новых логистических маршрутах: всего было введено в эксплуатацию 1,6 миллиона квадратных километров качественной складской недвижимости, что на 64% превышает аналогичный показатель 2022 года и является рекордом.
По данным главы Минпромторга Антона Алиханова, по итогам 2023 года розница вернулась на траекторию роста: вырос продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот непродовольственных товаров. Торговый бизнес успешно справляется с беспрецедентным внешним давлением: если в 2022 году из-за ухода некоторых транснациональных брендов количество вакантных площадей в торговых центрах составляло 15-20% в зависимости от региона, то сейчас сократилось до 5-8%.
Россия с момента введения продовольственного эмбарго в 2014 году смогла увеличить долю отечественных продуктов – сейчас она составляет около 80%. Теперь стоит задача увеличить внутреннее производство непродовольственных потребительских товаров, пока импорт занимает половину рынка.
В целях развития торговли в России была разработана "Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года".