11 июля 2024 13:15
Сегодня – День художника по свету (День светооператора)
Наверняка немногие знают, что 11 июля – День художника по свету. Праздник не официальный, но с каждым годом становится всё популярнее. Почему именно 11 июля? Вот предыстория появления праздника.
11 июля 1874 года русский электротехник Александр Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания. Да, именно он, а не Эдисон стал так называемым «отцом» лампы накаливания. Эдисон лишь поспособствовал доведению изобретения до ума. За свои заслуги перед отечественной наукой Лодыгин получил Ломоносовскую премию, а патент на распространение устройства был актуализирован в Западной Европе.
Изобретению в нашей стране сразу нашли применение – освещение улиц в северной столице. Новинка имела бешеную популярность среди горожан, которые целыми кварталами приходили поглазеть и подивиться на «чудо техники». Это и было первое, своего рода, световое шоу тех лет.
Профессию светооператора, или художника по свету, нельзя назвать «бросающейся в глаза» – её тонкости, в отличие от результатов – не на виду. А вот востребованной и денежной – пожалуй. Зачастую художники по свету получают зарплату, близкую к зарплате актёров. Кино и телевидение, цирк и театр, мюзиклы и спортивно-развлекательные шоу – все красочное великолепие этих жанров, пожалуй, даже само их существование – невозможно без участия художников по свету.
Что же представляет собой работа светооператора? Обязательное условие в этой работе – умение владеть основным её инструментом – световым пультом, управлять им. Набор основных умений светооператора включает в себя искусство правильно выставлять свет, создавать цветовую палитру, программировать сложнейшие световые полотна, быть в курсе работы световых приборов различной модификации, а также неплохо разбираться в физике и оптике. Одним словом, создавать шедевры на сцене. Вот почему светооператора называют ещё и художником по свету.
Обычному человеку, далёкому от этой профессии, закулисный труд и мастерство светооператоров – на улице или в зрительном зале – не видно, он просто наслаждается приятной цветовой гаммой, картинами или действием, не замечая проведённой «за кадром» тяжёлой работы. А вот любой непрофессионализм художника по свету сразу бросается в глаза: актерам он мешает с полной отдачей играть на сцене, а зрителям – наслаждаться их игрой, следить за развитием действия. Так что, умелое и профессиональное выставление света может зачастую спасти самый провальный спектакль или, напротив, превратить шедевр в посредственное зрелище...