В Москве еще зима не начиналась, а синоптики уже обещают раннюю весну

Наступление весны в Москве ожидается раньше срока, среднемесячная температура в марте прогнозируется на 4 градуса выше нормы, в апреле – на 3 градуса, снежный покров сойдет к началу апреля

Чемпионат России-2025 по прыжкам в фигурном катании: Санкт-Петербург, 18-19 января

Согласно регламенту соревнований, к участию в турнире приглашаются спортсмены в одиночном и парном катании 2008 года рождения и старше по итогам выступления на чемпионате России-2025 по фигурному катанию

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на январь 2025 года

20 – День Республики Крым

В феврале пенсии пожилым россиянам доиндексируют до уровня фактической инфляции

Как рассказал глава Минтруда Антон Котяков, точный размер пенсии станет известен в середине января, когда Росстат представит данные о фактической инфляции за предыдущий год. Таким образом, пенсионеры получат увеличенную выплату за февраль и дополнительные средства за январь

В Мурманской области заканчивается полярная ночь

Полярная ночь закончится: 11 января – в Мурманске и Туманном

Стал известен главный цвет 2025 года

"На 2025 год институт цвета Pantone выбирает Pantone 17-1230 Mocha Mousse, согревающий коричневый оттенок, пронизанный богатством. Он питает нас своим намеком на восхитительные качества шоколада и кофе, отвечая нашему желанию комфорта", – говорится в сообщении

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Алексей Щусев – знаменитый русский и советский архитектор. К 150-летию со дня рождения автора Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, станции метро «Комсомольская»

Алексей Щусев – русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик АН СССР (1943), четырежды лауреат Сталинской премии (1940, 1946, 1948, 1952). Щусев – единственный архитектор, в равной степени достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры – предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930-1940-х годов.

Алексей Викторович Щусев родился в Кишиневе (26 сентября8 октября 1873 года в многодетной семье отставного земского чиновника Виктора Петровича (1824-1889) и Марии Корнеевны Щусевых. Отец и мать умерли, когда Алексею было пятнадцать лет. Благодаря помощи родственников и земства Алексей и его младший брат Павел сумели благополучно окончить гимназию и продолжить образование в Петербурге.

Летом 1891 года Щусев поступил в петербургскую Академию художеств. Обучался на курсах архитектуры и живописи в классах Г.И. Котова, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, Л.Н. Бенуа. В 1895 году Щусев отправился в Среднюю Азию с археологической экспедицией; в 1896 году изучал древности Ростова, Костромы и Ярославля, европейскую архитектуру Австро-Венгрии и Румынии.

Его первой профессиональной постройкой стала часовня-памятник Д.П. Поздееву-Шубину на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В 1897 году Щусев защитил в Академии диплом с золотой медалью, давшей право на заграничную поездку за казённый счёт, и женился на Марии Викентьевне Карчевской. 16-месячный академический гран-тур молодых супругов начался в августе 1898 года. Щусевы посетили Вену, Триест, города Италии и Тунис, а затем остановились на полгода в Париже, где Щусев совершенствовал навыки рисования в Академии Жюлиана.

Вернувшись в Петербург, Щусев пытался начать собственную практику, но не смог найти заказы и был вынужден подрабатывать помощником у опытных архитекторов. В 1901-1902 годы положение изменилось: его проект иконостаса для Киево-Печерской лавры привлёк внимание духовенства, частных заказчиков и старших коллег.

В 1900-е годы он состоялся в первую очередь как церковный архитектор. Первый собственный храмовый проект, прототип церкви на Куликовом поле, Щусев составил в 1902 году. Первой же реализованной постройкой в новом щусевском стиле стала часовня на могиле Н.Л. Шабельской в Ницце (1904-1907). В 1904 году Синод поручил Щусеву восстановить из руин Васильевскую церкви в Овруче, проект был завершён в 1911 году; он принёс Щусеву публичную славу, избрание в академики ИАХ и награждение орденом святой Анны. В 1905 году Щусев начал работу над Троицким собором Почаевской лавры. Это была первая крупная постройка. Собор в псковско-новгородском стиле был построен в 1908 году и освящён в 1911 году. Самой же известной работой стал комплекс Марфо-Мариинской обители в Москве, созданный Щусевым совместно с Нестеровым в 1908-1912 годы. До начала Первой мировой войны Щусев успел построить церкви в Бари и Сан-Ремо в Италии, в Кугурештах (ныне Молдова), и на Куликовом поле. Последней стала церковь на Братском кладбище под Москвой, освящённая в декабре 1918 года. 

В октябре 1911 года Щусев выиграл конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве и был назначен его главным архитектором. В 1912-1913 годы Щусев организовал экспедиции в старинные города для изучения древнерусской архитектуры, и использовал собранный материал для уточнения проекта. Ярусная башня вокзала восходит одновременно и к башне Сююмбике в Казани, и к Боровицкой башне московского Кремля – и в то же время по-своему уникальна. Часовая башня фасада – вариация на тему башни Св. Марка в Венеции. Внутреннее пространство вокзала было двухуровневым: служебные помещения располагались в первом этаже, а пассажирские – во втором; пассажиры имели удобный проход к платформам по навесным галереям. Перронный зал предполагалось накрыть трёхпролётным остеклённым перекрытием конструкции В.Г. Шухова. Эти предложения были отвергнуты из-за высоких затрат, и вокзал был перепроектирован и построен в один уровень. Низкий и длинный (205 м) фасад Щусев разделил на ряд павильонов, имитирующий разновременно возникшие хоромы. Своеобразной «рамой» для вокзала служил Каланчёвский путепровод – единственная неоклассическая постройка Щусева в Москве. Строительство началось в 1913 году, и было прервано революцией 1917 года. Вокзал вступил в эксплуатацию в ноябре 1917 года с незавершённой отделкой. Первая очередь вокзала была завершена в 1926 году, главный западный фасад получил современную отделку в 1940-1941 годы, а предусмотренная Щусевым Царская башня была построена лишь в 1997 году.

В 1914-1916 годы Щусев разработал проекты станций для железных дорог Урала и Северного Поволжья.

Щусев безоговорочно поддержал Февральскую революцию. В годы гражданской войны Щусев жил в Москве и активно сотрудничал с властью. К 1922 году он стал неформальным старейшиной столичного архитектурного цеха, и был избран председателем Московского архитектурного общества.

В 1918 году Щусев и И.В. Жолтовский возглавили работу над генеральным планом Москвы. Планировщики оставили в покое старый город и сосредоточились на развитии новых территорий, расходящихся радиальными лучами от центра. Застройка в границах Садового кольца, за редкими исключениями, осталась бы нетронутой. Щусев последовательно настаивал на сохранении исторической ткани города; oн то и дело конфликтовал с властью, защищая от сноса церкви и особняки. Упрямство Щусева стало более не терпимым, он был смещён и заменён. В рамках щусевского плана были реализованы лишь отдельные участки: расширение бульваров, ликвидация Хитрова рынка, закладка посёлков Сокол и Дукс и расчистка «зелёного клина», на котором в 1923 году расположилась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

Ночью с 22 на 23 января 1924 года Щусева вызвали в Кремль, где он получил важнейшее назначение в жизни – постройку мавзолея Ленина. Первый, временный деревянный Мавзолей был построен за три дня на морозе, достигавшем -30°С. В марте 1924 года Щусеву доверили строительство второго, также деревянного и также временного здания Мавзолея, которое служило бы трибуной для партийных вождей. Оно было открыто для посещений в августе 1924 года. Пять лет спустя правительственная комиссия решила, что образ второго мавзолея выдержал испытание временем, и поручила Щусеву проектирование третьего, постоянного здания. Утверждённый проект был построен за 16 месяцев в 1929-1930 годы.

В 1926 году не имевший ни заказов, ни постоянной должности архитектор принял предложение возглавить национализированную Третьяковскую галерею. Именно при Щусеве галерея была впервые электрифицирована (до 1929 года она принимала посетителей только в дневные часы) и получила новую систему отопления и вентиляции. Щусев приобрёл для фонда графики Третьяковки дом в Малом Толмачёвском переулке и составил проекты её расширения. Служба в Третьяковке неожиданно прекратилась в ноябре 1928 года: нарком образования А.В. Луначарский сместил его.

В середине 1920-х годов Щусев примкнул к набиравшему силу движению конструктивистов. Первые осуществлённые модернистские постройки Щусева – санаторий в Мацесте и жилой дом артистов МХАТ в Брюсовом переулке – были построены в 1928 году. Крупнейший проект, здание Наркомзема, был завершён в 1933 году. Последний конструктивистский проект для Москвы – Военно-траспортная академия на Большой Садовой – был завершён постройкой в 1934 году. В 1930 году Щусев спроектировал два конструктивистских отеля для «Интуриста». Гостиница в Батуми была завершена в 1934 году, гостиница в Баку в 1938 году.

В ходе московской реформы 1933 года, завершившейся полной национализацией архитектурной деятельности, Щусев возглавил 2-ю государственную мастерскую Моспроекта. Пользуясь сменой художественных вкусов власти, Щусев получил контракты на «исправление» уже строившихся конструктивистских зданий. В первую очередь ревизии подверглись театр в Новосибирске, театр Мейерхольда, и гостиница «Москва».

30 августа 1937 года «Правда» опубликовала статью, обвиняющую Щусева в плагиате, «моральной нечистоплотности», «контреволюционных настроениях». Щусев на время исчез из публичного поля и, осенью 1937 года уезжал лечиться на Кавказ. Предположительно, архитектор искал защиты у лично знакомого ему Л.П. Берии – в то время руководителя Грузинской ССР; Берия оказал Щусеву покровительство и способствовал его возвращению в профессию на пост главного архитектора АН СССР. Весной 1938 года президент АН СССР В.Л. Комаров поручил Щусеву проектирование новой штаб-квартиры Академии. Академия наук, в 1934 году переведенная из Ленинграда в Москву по решению Политбюро, ютилась во временных помещениях и остро нуждалась в новых, современных зданиях. Ещё в 1935 году Щусев выиграл открытый конкурс на проект новой Академии, которую тогда планировали строить за Калужской заставой. Принятый позже генеральный план реконструкции Москвы отвёл главному зданию, библиотеке и музеям Академии участок в Замоскворечье. Институтам и жилым домам Академии предназначался район к югу и юго-западу от Калужской площади. Строительство комплекса президиума Академии началось с музейного корпуса на Крымском Валу, но с началом войны в 1941 году было заморожено и более не возобновлялось. В 1965-1983 годы на пустовавшей площадке построили Центральный дом художника и заложили парк. До войны Щусев успел завершить лишь жилой дом на Большой Калужской и здание института генетики (Ленинский проспект).

В июле 1938 года новая мастерская Щусева была преобразована в институт «Академпроект». С назначением Л.П. Берии наркомом внутренних дел «Академпроект» получил заказы на перестройку мавзолея Ленина и комплекса зданий НКВД на Лубянке. Здание получило фасад по образцу римского дворца Канчеллерия. Работы Щусева на спецслужбы остаются мало известными и мало изученными; проектная документация исследователям недоступна. После войны «Академпроект» разрабатывал здания будущего Курчатовского института и других секретных оборонных предприятий.

Вскоре после нападения Германии на СССР А.И. Микоян поручил Щусеву и группе военных инженеров проработать вопрос о защите Мавзолея от авиаударов. Комиссия пришла к выводу, что это технически невозможно, и останки Ленина были эвакуированы в Тюмень.

В 1943-1948 годах Щусев работал над планами восстановления Сталинграда, Новгорода, Кишинёва, Туапсе и улицы Крещатик в Киеве; эти работы проводило особое государственное архитектурное бюро. «Академпроект» был перегружен достройкой начатого до войны и новыми заказами, включая расширение мавзолея Ленина и новое здание органов госбезопасности на Лубянке. При жизни Щусева, в 1948 году, была завершена лишь его восточная половина; западную достроили в 1986 году.

Летом 1945 года Щусев возглавил кампанию за учреждение в Москве музея архитектуры; главной задачей музея он видел изучение и сохранение исторического наследия, пострадавшего в ходе войны. Решение о создании музея и назначении Щусева его директором было принято в марте 1946 года.

Последней работой архитектора, завершённой после его смерти, стала станция метро «Комсомольская-кольцевая».

В мае 1949 года, во время рабочей поездки в Киев, Щусев перенёс сердечный приступ. Он предпочёл вернуться на лечение в Москву, но 24 мая 1949 года скончался в больнице.


 

 


Назад