За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Гидрометцентр оценил вероятность появления снега на майских праздниках

Появление снежного покрова в центре европейской части России на майских праздниках, как в прошлом году, маловероятно, однако в апреле снег еще обязательно будет, сообщил Роман Вильфанд

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных событий на апрель 2025 года

19 – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Буровая платформа GSP Saturn вернулась в Мурманск не без приключений

 Зафрахтованная «Газпромом» буровая GSP Saturn, которая получила повреждения в арктический шторм 7 ноября, вернулась в Мурманск, сообщает Гринпис.

«Владельцам GSP Saturn в общем повезло, платформа отделалась сравнительно легко – смыло спасательный бот и повредило вертолётную площадку. Такие повреждения могут причинить волны высотой от 5 метров и ветер силой 25 метров в секунду. Но в это время года шторма в Баренцевом море бывают и сильнее, – говорит эксперт в отрасли, попросивший не называть его имени. – В том, что произошло, есть вина компании. Платформу надо было вывозить раньше, еще в октябре».

Напомним, во время буксировки в сезон штормов в 2011 году в Охотском море затонула платформа «Кольская» вместе с 53 членами экипажа и персонала.  Ее вывоз с точки бурения также задержали.

Более недели GSP Saturn пережидала шторм, стоя у мыса Канин Нос с опущенными опорами. В данной ситуации это, наверное, был единственный способ избежать более серьезных повреждений. Но такое положение отнюдь небезопасно: если бы стоянка продлилась дольше, могло начаться обледенение платформы, в том числе механизмов спуска опор. Сохранять равновесие тогда было бы крайне трудно, ведь подводные течения могут подмыть грунт под опорами.   

«Освоение Арктики напоминает игру в "русскую рулетку". Погода здесь настолько непредсказуема и изменчива, а условия настолько сложны, что нештатные ситуации и аварии неизбежны. Если добавить к этому слабый государственный контроль и свойственное российским нефтяным гигантам пренебрежение нормами и правилами – мы получаем условия для аварии», – считает Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России.

Эта история продемонстрировала еще одну большую проблему: закрытость информации о том, что происходит в Арктике. О повреждениях GSP Saturn стало известно лишь спустя несколько дней, государственные ведомства делились информацией неохотно.

Нефтяные компании часто пытаются скрывать аварии и утечки нефти, но на суше сделать это труднее, поскольку местные жители и общественные организации начинают бить тревогу. На шельфе, вдали от населенных пунктов, скрыть неблаговидные факты гораздо проще.

Гринпис многократно указывал на то, что ставка на углеводороды Арктики – стратегическая ошибка России. Не только безопасность, но и прибыльность таких проектов под большим вопросом.

«Газпром» не скрывал, что не справится с освоением «Долгинского» самостоятельно, и рассчитывает на инвестиции и технологии зарубежного партнера. В качестве партнера по освоению арктического шельфа он рассматривал англо-голландскую Shell, но эта компания не спешит вкладываться в российскую Арктику.

Первое месторождение Газпрома в Арктике, «Приразломное», уже обладает многочисленными льготами, но при этом балансирует на грани рентабельности. «Газпром» говорил, что проект имеет смысл при цене нефти около 80 долларов за баррель и более. Между тем, цены уже опустились ниже, подчеркивает Гринпис.

 


Назад