2 ноября 2023 08:32
Первые в СССР женщины – Герои Советского Союза: летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова
Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы-орденоносцы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше – до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе.
За Красноярском радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение – только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка – горючее на исходе, а в разрыве облаков – тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет удалось посадить на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. И еще важная деталь: перед заходом на посадку командир приказала покинуть самолет Марине Расковой – кабина штурмана находилась в нижней передней части фюзеляжа, при вынужденной посадке она могла получить повреждения. Марина выпрыгнула с парашютом с высоты 2300 метров, прихватив с собой лишь охотничий нож, револьвер, коробку арктических спичек и две плитки шоколада. Мешок с продуктами брать не стала: побоялась, что при приземлении на болото он ее утянет в глубину. Питалась рябиной, бесконечно растягивая шоколад... Только 5 октября, на десятые сутки хождения по тайге, она вышла к «Родине».
Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву героини следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров.
За выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Полина Осипенко и Марина Раскова позже погибнут в авиационных катастрофах: Полина – 11 мая 1939 года, а Марина – 4 января 1943-го. Обе похоронены на Красной площади, в Кремлевской стене. Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года.